Юлия Алексеева
Методика ЯСАМ -зеркало теории Выготского
If a building becomes architecture, then it is art
Настало время вернуться в библиотеку, открыть знакомые книги и …удивиться тому, как точно получилось на практике воплотить важные идеи ученого, придав им авторскую форму игрового развивающего обучения.
Это очень личная история.

В начале 90-х годов , когда ещё имя Льва Семёновича Выготского было больше известно только узкому кругу представителей образования, мы заканчивали свой обычный студенческий день в библиотеке; пропитываясь день ото дня, мыслями, идеями, теориями, исследованиями, словоформами, подходами, новаторством, смелостью выдающегося ученого.

Закончив Университет и приступив к созданию собственного метода развития детей, с головой погрузилась в практику. Когда открыла первый детский центр в Москве (2000 г.) , родители, обучающихся малышей, стали спрашивать , а на чем все-таки основан ваш метод…

все об интеллекте
В методе ЯСАМ, как и в теории Выготского Л.С. , описанные принципы имеют большее отношение к интеллектуальному развитию ребёнка , развитию его когнитивных способностей. Принципы реализации эмоционального и социального интеллекта в методе ЯСАМ будут показаны в других моих работах.
СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОДРАЖАНИЕ
В своих работах Л.С. Выготский важную роль отводит исследованиям, подтверждающим, что в сотрудничестве ребёнок всегда может сделать больше, чем самостоятельно. Но психолог здесь говорит не о механическом подражании, а об интеллектуальном.
Интеллектуальное подражание
Для интеллектуального подражания – должен быть сформирован определенный уровень знаний и возможностей. Так, если лучший в мире хирург покажет вам, как сделать операцию на сердце, вы в своём навыке «умение делать операции на сердце» не продвинетесь ни на миллиметр, если вы, конечно, не хирург. То же самое происходит и при обучении детей: мы можем приподнять их на несколько интеллектуальных ступенек только там, где они готовы; где сформированы определенные психические процессы, и есть необходимые знания.
Перевоплощение педагога в ребенка
На занятиях ЯСАМ педагог как бы перевоплощается в ребёнка , становясь для него «полноценным» партнером для игр. Этот педагогический приём я ввела в свой метод, исходя из результатов двухгодичных наблюдений за самостоятельной игрой детей от 9 месяцев до четырёх лет. Вернее не то, что ввела, это то, как дети позволили мне войти в их мир. И как разрешили играть с ними, чтобы развивать и приподнимать по ступеням интеллектуального развития на основе подражания. Другого пути я не нашла. Поэтому этап подготовки педагогов для работы в режиме сотрудничества и подражания играет весьма важную роль.
Зона работы педагога
Во время специальных игр-тренажеров Программы ЯСАМ педагог поднимает ребёнка на одну или несколько интеллектуальных ступенек выше. Вот эта область между актуальным уровнем развития ребёнка и потенциальным ( куда приподнял его педагог) – самое плодотворное место для работы педагога. Она - акселератор будущих возможностей и интеллектуальный капитал ребенка, который обеспечит возможность к постоянному саморазвитию личности на протяжении всей будущей жизни. Во время игр и занятий по методу ЯСАМ педагог с полным пониманием работает именно в этой зоне.
Обучение "обнаружению" этой зоны педагогом и грамотная работа в ней - задача методического штаба ЯСАМ.
Важно отметить, что дети у нас занимаются на протяжении учебного года и плавно переходят из одной возрастной группы в другую, начиная буквально с рождения и до поступления в школу. А значит, мы имеем возможность системного развития на основе сотрудничества и подражания.
ЗОНА БЛИЖАЙЩЕГО РАЗВИТИЯ
Центральным моментом развивающего обучения как раз и является переход от того, что ребёнок не умеет, но сможет в сотрудничестве с педагогом и на основе подражания.
По мнению Выготского Л. С. , это и определяет понятие - зона ближайшего развития.
Работа педагога – это осознанная работа в этом «подземном переходе» - зоне ближайшего развития.
Человек всегда: от рождения и до смерти делает то, что в начале не умеет, но в сотрудничестве с теми, кто умеет и, применяя метод интеллектуального подражания, постепенно обучается. То, что ребёнок сможет сделать сегодня в сотрудничестве , завтра он сделает сам.
Задача педагога – определить доступные для каждого ребёнка переходы и перевести на новую интеллектуальную ступень. Все.
И мне нравится наш слоган, который написала, вдохновившись этой теорией. "Сегодня мы вместе, а завтра ты сам". Твой ЯСАМ
Юлия Алексеева
ЯСАМ CEO
Актуальный уровень развития
Если ребёнок умеет что-то делать сам, то это характеризует лишь уровень его актуального развития. Он обычно проверяется различными диагностиками . Это функции созревшего детского мозга. Только через развитие мы имеем возможность влиять на созревающие, что всегда важнее.

Фокус на созревающие функции
Игры программы ЯСАМ работают только с «созревающими» функциями детского мозга, с теми, что вот-вот должны созреть.
Игры -тренажеры для мозга
Мы называем наши игры – тренажерами для детского мозга .
На высокой скорости
Игры-тренжеры ЯСАМ короткие по времени и проводятся на достаточно высокой скрости.
На самом деле, это не мы торопимся, это мы еле успеваем за природной любознательностью детей.
Успех неизбежен!
Каждая игра - тренжер имеет определенную интеллектуальную задачу по созревающим функциям, которую педагог вместе с ребёнком успешно решают.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Когда мы пишем, что в фокусе нашего внимания находятся созревающие функции детского мозга, то конечно, хочется понимать , какие именно и в каком возрасте формируется .
На этот вопрос формировали ответы многие ученые: сам Лев Семёнович, Мария Монтессори и другие. Сезитивные периоды - это своего рода оптимальные сроки для формирования процессов и навыков. Если сформировать навык именно в отведённый для него природой период, то он формируется легко и глубоко, а если этап пропустить , то усвоение будет тяжёлым или даже невозможным. Изучение возрастной психологи и физиологии дало нам полное представление об этих периодах , которые мы заложили в ступени обучения для каждой возрастной группы.


Например, Мария Монтессори выявила ,что сензитивный период для овладения письменной речью ( напомним - это чтение и письмо) – от 4-х лет и 6 месяцев до 5 лет.
В своём методе мы не только подтвердили это, но и зашли чуть вперёд. Мы ввели игровые упражнения с гласными буквами с 2-х лет, и с согласными - с 3-х лет. Поясню , это не чтение, а игры – забавы с буквами-героями, которые очень нравятся детям . И знаете, какой результат мы демонстрируем уже более 20 лет: наши дети очень легко и с удовольствием самостоятельно читают к четырём с половиной годам.
"Только то обучение хорошо, которое идет впереди развития и ведет развитие за собой."

Выготский Л. С.
Психолог
Made on
Tilda